Вышедший в 1988 году фильм «Маленькая Вера», стал настоящим символом Перестройки


Маленькая Вера мультик

На закате Перестройки отечественные кинематографисты становились все смелее и смелее. Высказываниями на тему политики и критикой в отношении советского строя уже мало кого можно было удивить. Регулярно появлялись и ленты со сценами, которые еще совсем недавно были бы названы аморальными и нарушающими советскую нравственность. Так, вышедший в 1988 году фильм «Маленькая Вера», стал настоящим символом Перестройки и, одновременно, сигналом о том, что страна категорически изменилась и обратной дороги уже не будет.

Сильно изменилась и советская анимация. «Союзмультфильм», «Арменфильм», творческое объединение «Экран» и другие студии в Перестройку стали один за другим выдавать мультфильмы в нетипичных, «западных» жанрах — фантастика, ужасы, даже фэнтези. Режиссеры-аниматоры стали значительно смелее и свободнее в своих фантазиях, и показать на экране убийство или, например, обнаженную женщину перестало быть для них чем-то зазорным.

Отличный пример такого творческого «раскрепощения» — научно-фантастический мультфильм 1989 года «Миссия пришельцев».

Лента была снята знаменитым творческим объединением «Экран» — подведомственным предприятием Гостелерадио СССР, занимающимся производством анимационных, документальных и телефильмов с 1967 года. Автором сценария и режиссером «Миссии пришельцев» стал Геннадий Тищенко.

Сюжет фильма

Космическая база высокоразвитой гуманоидной цивилизации. Инопланетные исследователи обнаружили на окраине бесперспективной галактики небольшую планетарную систему с маленькой желтой звездой в центре. К огромному удивлению «чужих», на третьей от звезды планете обнаружилась разумная жизнь.

Маленькая Вера

База пришельцев. Кадр из фильма.

Было решено отправить к Земле исследовательский «челнок», целью которого было захватить представителя землян для изучения. Эта ответственная миссия была поручена двум самым отважным гуманоидам.

Советский Союз, конец 80-х годов. «Петрович» — простой, злоупотребляющий алкоголем лысый мужчина 40 лет, идет по тротуару в сторону магазина, чтобы узнать, не «выкинули» ли чего-нибудь. Внезапно он видит перед собой «челнок», из которого выскакивают два инопланетянина, отдаленно похожих на лягушек. Пришельцы направляют на бедолагу свое хитрое оружие, силовые лучи захватывают «Петровича» и перемещают его прямо на корабль.

«Челнок» прибывает на базу инопланетян. «Петровича» передают ученым. Мужчину усыпляют. На большом экране инопланетяне видят «ценности землянина» — вещи, которые наиболее важны для «Петровича».

Во-первых, это разнообразная еда и напитки: пиво, колбаса, рыба, водка, жареная курица, сидр и т.д. Во-вторых, это женщины. Сначала подсознание «Петровича» демонстрирует «чужим» полную даму — надо полагать, это супруга землянина. Однако, тут же изображение полной дамы меняется на обворожительную красотку.

Инопланетяне наблюдают ценности "Петровича". Кадр из фильма.

Инопланетяне наблюдают ценности «Петровича». Кадр из фильма.

Также ценностью «Петровича» является сберегательная книжка, на которой находится астрономическая по тем временам сумма в 50 тыс. рублей (зарплата в конце 80-х составляла примерно 100-120 рублей). Последней яркой картиной, которую выдал инопланетянам спящий разум «Петровича», стала сцена, как он рубится с мужиками в домино во дворе.

Поняв, что землянин далеко не семи пядей во лбу, инопланетные ученые решают его усовершенствовать. Пришельцы увеличивают мозг «Петровича» и отправляют его обратно на Землю.

Едва вернувшись домой, ставший гением «Петрович» создает из мясорубки, дуршлага и других кухонных принадлежностей чудо-машину, перерабатывающую книги в «таблетки знаний». Проглотил таблетку — и мгновенно изучил физику, химию, математику или другую науку.

Таблетку «Петрович» решил испробовать на своем коте. Мурлыка мгновенно умнеет и на глазах создает уникальную электронную мышеловку, приманивающую крыс и мышей. Однако, что-то пошло не так: вместо одной мышки в квартиру «Петровича» устремляются мыши и крысы со всего города! Целое море грызунов до полусмерти пугает кота и его хозяина. Человек и кот безуспешно пытаются справиться с мышиным нашествием. Инопланетяне, которые на все это безобразие смотрят на экране, решают вмешаться и включают режим обратной перемотки. Кот снова становится котом, а не вселенским гением.

Однако, «Петрович» все еще обладает усовершенствованным мозгом. Кроме того, он проглатывает все созданные им таблетки знаний. В результате простой советский гражданин становится гипергениальным существом. Подкрутив антенну на телевизоре «Рубин», «Петрович» видит, что происходит на «челноке» пришельцев. Еще немного «пошаманив» над телевизором, мужчина создает лазерное оружие, луч которого бьет прямо в «челнок» караулящих за окном «чужих» и уменьшает космолёт до размера детской игрушки. Поймав «кораблик», «Петрович» вскрывает судно обыкновенным консервным ножом, как банку с бычками в томате.

Петрович готовится вскрыть уменьшенный корабль пришельцев. Кадр из фильма.

Петрович готовится вскрыть уменьшенный корабль пришельцев. Кадр из фильма.

В корабле — два крошечных инопланетянина, которые легко умещаются на ладони «Петровича». Стоит сжать кулак — и все, от посланников внеземной цивилизации останется мокрое место. Инопланетяне, рыдая, умоляют землянина пощадить их. Все происходящее видят на базе пришельцев в глубоком космосе.

Руководитель проекта приказывает немедленно активировать «полную обратную перемотку». В результате события отматываются до той точки, где «чужие» забрали «Петровича» с Земли. На этот раз инопланетный «челнок» в ужасе проносится мимо бредущего по своим делам «Петровича»…

Однако, инопланетянам рано радоваться: «Петрович» устраивается на завод по производству ракет, и вскоре с Земли стартует собственный космический корабль для поисков внеземной цивилизации…

Вот такой весьма и весьма любопытный мультфильм сняли советские аниматоры. Как видим, здесь присутствуют и философия, и юмор, и даже столь актуальная в наше время критика общества глобального потребления.

«Миссия пришельцев» — отличная анимационная фантастика, которая за какие-то 9 минут экранного времени говорит зрителю больше, чем иные современные полнометражные фильмы.

Источник pulse.mail.ru








Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *