Все ответы, решения и задания для новой тренировочной работы №1 пробник ЕГЭ 2024 статград по биологии 11 класс, тренировочные варианты БИ2310101, БИ2310102, БИ2310103, БИ2310104. Официальная дата проведения работы 20 октября 2023 год.
→ Скачать тренировочные варианты
Работа статград по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение тренировочной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Ответом к заданиям части 1 (1–21) является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). На чистом листе укажите номер задания и запишите его полное решение.
Вариант БИ2310101 задания и ответы
1. Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Движение эвглен в сторону более освещённой части водоёма.
2. Экспериментатор измерял активность фермента пепсина из желудка человека при комнатной температуре. Затем он нагрел пробирку до 35 градусов. Как при этом изменились скорость реакции и уровень кислотности в пробирке? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
- 1) увеличилась
- 2) уменьшилась
- 3) не изменилась
3. В некоторой молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с цитозином приходится 32 %. Определите долю нуклеотидов с гуанином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.
4. Определите соотношение фенотипов в потомстве от скрещивания двух дигетерозигот при полном доминировании и независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
5. Каким номером на рисунках обозначено зерно крахмала?
6. Установите соответствие между характеристиками и типами пластид: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) осуществляет синтез АТФ с использованием энергии света
- Б) является местом хранения запасённых углеводов
- В) содержит мало хлорофилла и много каротиноидов
- Г) осуществляет фотосинтез
- Д) придаёт жёлтый цвет листьям осенью
- Е) содержит хорошо развитые тилакоиды
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже примеров являются источником комбинативной изменчивости?
- 1) замена нескольких нуклеотидов в гене
- 2) слияние гамет
- 3) нерасхождение хромосом в мейозе
- 4) кроссинговер
- 5) случайное расхождение гомологичных хромосом в мейозе
- 6) выпадение участка хромосомы
8. Установите последовательность действий учёного при выведении плодовитого межвидового гибрида растений.
- 1) размножение плодовитого гибрида
- 2) получение стерильного гибрида
- 3) подбор исходных видов
- 4) скрещивание растений исходных видов
- 5) полиплоидизация гибрида
9. Каким номером на рисунке обозначен желудок?
10. Установите соответствие между характеристиками и органами животного, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) разделён на три камеры
Б) содержит смешанную кровь
В) осуществляет газообмен с кровью
Г) имеет ячеистое строение
Д) меняет объём за счёт движений грудной клетки
Е) состоит из хрящей
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для папоротников характерно:
1) формирование простых плодов
2) наличие стадии протонемы
3) преобладание спорофита в жизненном цикле
4) развитие листовидного органа – вайи
5) прикрепление взрослого растения ризоидами
6) наличие сосудов в проводящей ткани
12. Установите последовательность систематических групп грибов, начиная с самого низкого ранга.
1) Мухоморовые
2) Грибы
3) Эукариоты
4) Мухомор
5) Базидиомицеты
6) Мухомор красный
13. Какой цифрой на рисунке обозначена шейка матки?
14. Установите соответствие между характеристиками и структурами женской репродуктивной системы, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) вырабатывает гормон эстроген
- Б) место имплантации зародыша
- В) является местом слияния гамет
- Г) содержит фолликулы
- Д) может увеличиваться более чем в 500 раз
- Е) имеет выстилку из ресничного эпителия
15. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Функциями гортани являются
- 1) защита дыхательных путей от инородных тел
- 2) обоняние
- 3) извлечение звука
- 4) газообмен между внутренней и внешней средой
- 5) соединение глотки с трахеей
- 6) продвижение пищевого комка
16. Установите последовательность движения крови от левого предсердия сердца человека к лёгким.
- 1) подключичная вена
- 2) верхняя полая вена
- 3) лёгочный ствол
- 4) аорта
- 5) правый желудочек
- 6) подключичная артерия
17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры атавизмов животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)У предков китообразных животных в связи с переходом в водную среду обитания произошла редукция тазового пояса и скелета задних конечностей. (2)Но иногда рождаются дельфины, имеющие заднюю пару плавников с костным скелетом. (3)Аналогичное явление может наблюдаться у змей, когда из яйца вылупляется детёныш с недоразвитыми лапами. (4)При этом существует семейство ложноногих змей с маленькими когтеобразными задними конечностями. (5)У представителей этого семейства – удавов, питонов и анаконд – присутствуют некоторые элементы таза. (6)Ещё одним примером необычного развития конечностей является рождение жеребят с двумя дополнительными пальцами на каждой ноге.
18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Парниковыми газами, влияющими на процесс глобального потепления, являются:
- 1) метан
- 2) водяной пар
- 3) углекислый газ
- 4) озон
- 5) кислород
- 6) азот
19. Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и масштабами эволюционных изменений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) обособление млекопитающих от рептильного ствола
- Б) дивергенция плоских червей на ленточных червей и сосальщиков
- В) проявление индустриального меланизма у бабочки берёзовой пяденицы
- Г) разделение вида Погремок большой на раннецветущую и позднецветущую расы
- Д) возникновение эукариотической клетки
- Е) колебания численности особей в популяции леммингов
20. Проанализируйте таблицу «Мышечные ткани человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка. Список элементов
- 1) железистая
- 2) гладкая
- 3) волокнистая
- 4) прикрепляются к костям
- 5) связаны с эпителием внутренних органов
- 6) клетки соединяются вставочными дисками
- 7) безъядерные кардиомиоциты
- 8) вытянутые волокна без чёткой внутренней структуры
21. Проанализируйте график «Соотношение охраняемых видов и видов без охранного статуса в зоопарках некоторых стран». Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
- 1) Наибольший процент охраняемых видов в зоопарках Австралии.
- 2) В зоопарках России больше всего видов без охранного статуса.
- 3) Природоохранная деятельность из представленных стран лучше всего развита в Австралии.
- 4) Из всех стран США ближе всего к соотношению 50/50 по статусу содержащихся видов.
- 5) В зоопарках Австралии больше местных видов-эндемиков, чем в зоопарках других стран.
Учёный изучал влияние антибиотика на жизнеспособность бактерий. Для этого исследователь инкубировал в термостате при 37°С одинаковые количества бактерий с раствором пенициллина. Инкубация продолжалась различное время. Результаты исследования он занёс в таблицу.
22. Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему исходные количества бактерий в эксперименте должны быть строго одинаковыми. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что чашки Петри стояли просто на столе в комнате? * Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Почему при увеличении времени инкубации уменьшается количество бактерий? Ответ поясните. Почему даже после 48 часов инкубации количество колоний не нулевое? Приведите не менее двух возможных объяснений.
24. Какой процесс изображён на рисунке? В каком типе клеточного деления и в какой фазе можно его наблюдать? В чём заключается биологическое и эволюционное значение данного процесса? Что на данном рисунке обозначено буквами А и В?
25. У насекомоядных растений имеются специальные ловушки или липкие листья для поимки насекомых. При этом важно, чтобы в ловушки не попадали насекомые-опылители, которые обеспечивают размножение растений-хищников. Назовите два способа, которым растение может поймать насекомое. Предположите, каким образом растения стараются обезопасить своих опылителей от попадания в ловушку. Назовите не менее трёх возможных механизмов.
26. Песцы, или полярные лисицы (Vulpes lagopus), обитают в арктических и тундровых экосистемах. Они живут в самостоятельно выкопанных норах, которые со временем расширяются до сложных лабиринтов с большим количеством входов. Растущая над системой нор растительность всегда более густая и высокая, чем в окрестностях. Почему песцы используют старые норы, а не строят новые каждый сезон, как это обычно делают обыкновенные лисицы, обитающие в более южных широтах? Какие факторы способствуют бурному развитию растительности над норами?
27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5′ концу в одной цепи соответствует 3′ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5′ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5′ к 3′ концу. Фрагмент участка начала гена имеет следующую последовательность (нижняя цепь — матричная): 5’-ГЦГАТГЦГАТГТТААЦГЦЦГГГЦАГЦАТ-3’ 3’-ЦГЦТАЦГЦТАЦААТТГЦГГЦЦЦГТЦГТА-5’ Определите последовательность фрагмента полипептида, кодируемого этим участком ДНК, если известно, что итоговая последовательность имеет длину более 3 аминокислот, а синтез полипептида начинается с аминокислоты Мет. Объясните последовательность решения задачи. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
28. Гены окраски и длины шерсти мышей наследуются независимо. При скрещивании мышей, имеющих жёлтую окраску и шерсть нормальной длины и мышей, имеющих жёлтую длинную шерсть, 2/3 потомства имело жёлтую окраску и шерсть нормальной длины, а 1/3 потомства имела серую окраску и шерсть нормальной длины. Для второго скрещивания были взяты мыши из F1 разного фенотипа. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.
Вариант БИ2310102 задания и ответы
1. Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Передача признаков родителей потомству у пингвинов.
2. Экспериментатор выращивал растение в освещённой комнате, а затем надел на один из листьев непрозрачный мешочек. Как при этом изменились концентрация хлорофилла и крахмала в затенённом листе? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
- 1) увеличилась
- 2) уменьшилась
- 3) не изменилась
3. В яйцеклетке мыши содержится 20 хромосом. Сколько хромосом содержит клетка её кожи? В ответе запишите только количество хромосом.
4. Определите соотношение генотипов в потомстве от самоопыления гетерозиготы при моногибридном скрещивании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.
5. Каким номером на рисунке обозначена структура, в которой происходит синтез молекул РНК?
6. Установите соответствие между характеристиками и структурами клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) присоединяет углекислый газ к органическим соединениям Б) участвует в модификации белков после синтеза В) участвует в поддержании тургора клетки Г) осуществляет синтез АТФ с использованием энергии света Д) отвечает за формирование транспортных пузырьков Е) является двумембранным органоидом.
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже примеров относятся к хромосомным мутациям? 1) разворот участка хромосомы 2) перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому 3) возникновение стоп-кодона в середине гена 4) выпадение протяжённого участка хромосомы 5) появление лишней хромосомы в геноме 6) обмен участками гомологичных хромосом в профазе мейоза.
8. Установите последовательность стадий эмбриогенеза хордового животного. 1) дробление зиготы 2) образование нейрулы 3) формирование бластулы 4) гаструляция 5) органогенез.
9. Каким номером на рисунке обозначен семязачаток?
10. Установите соответствие между характеристиками и структурами цветка, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) защищает генеративные органы Б) является местом прорастания пыльцы В) образован чашечкой и венчиком Г) производит пыльцевые зёрна Д) имеет рыльце и завязь Е) является мужским репродуктивным органом.
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки являются общими для амфибий и рептилий? 1) смешанная кровь в большом круге кровообращения 2) наличие грудной клетки 3) развитие с метаморфозом 4) кожное дыхание 5) холоднокровность 6) костный скелет.
12. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) Капуцин 2) Приматы 3) Хордовые 4) Капуцин белолобый 5) Млекопитающие 6) Позвоночные.
13. Какой цифрой на рисунке обозначен передний корешок мозга?
14. Установите соответствие между характеристиками и структурами спинного мозга, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) содержит вставочные нейроны Б) образует передние и задние рога В) образована соединительной тканью Г) состоит из волокон чувствительных нейронов Д) содержит миелин Е) включает в себя тела моторных нейронов.
15. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие структуры тела человека расположены в грудной полости? 1) селезёнка 2) гортань 3) желчный пузырь 4) тимус 5) аорта 6) бронхиальное дерево.
16. Установите последовательность соподчинения элементов, начиная с наибольшего. 1) внутренняя среда организма 2) форменные элементы 3) ядро 4) кровь 5) лимфоцит 6) ДНК.
17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры атавизмов животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)У предков китообразных животных в связи с переходом в водную среду обитания произошла редукция тазового пояса и скелета задних конечностей. (2)Но иногда рождаются дельфины, имеющие заднюю пару плавников с костным скелетом. (3)Аналогичное явление может наблюдаться у змей, когда из яйца вылупляется детёныш с недоразвитыми лапами. (4)При этом существует семейство ложноногих змей с маленькими когтеобразными задними конечностями. (5)У представителей этого семейства – удавов, питонов и анаконд – присутствуют некоторые элементы таза. (6)Ещё одним примером необычного развития конечностей является рождение жеребят с двумя дополнительными пальцами на каждой ноге.
18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже организмов относятся к продуцентам? 1) нитробактерия 2) кишечная палочка 3) сфагнум 4) аскарида 5) вольвокс 6) дрожжи.
19. Установите соответствие между примерами и типами биотических взаимодействий: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) пиявка и рыба Б) постельный клоп и человек В) колибри и орхидея Г) муравей и тля Д) белый гриб и ель Е) омела и тополь.
20. Проанализируйте таблицу «Железы внутренней секреции человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка. Список элементов 1) глюкагон 2) адреналин 3) тестостерон 4) гипофиз 5) щитовидная 6) регуляция суточных ритмов 7) усиление реабсорбции воды в почках 8) понижение уровня глюкозы в крови.
21. Проанализируйте таблицу «Общее количество смертей и количество смертей от рака лёгких в одном из угледобывающих районов России». Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
- 1) Смертность от рака лёгких указывает на усиление загрязнения.
- 2) Общая смертность в городе постоянно увеличивается на протяжении всего периода наблюдений.
- 3) Доля смертей от рака лёгких до 2016 года растёт.
- 4) Рождаемость в городе находится на постоянном уровне.
- 5) Выработка угля в городе постоянно увеличивается.
22. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая – независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить? (*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
23. Какой вывод о влиянии вида удобрения можно сделать на основании данного эксперимента? Какие параметры необходимо контролировать в данном эксперименте? Ответ поясните.
24. Какой тип размножения растений изображён на рисунке? С помощью какого органа оно происходит в данном случае? Назовите два биологических значения данного вида размножения. Почему благодаря применению данного способа размножения в сельском хозяйстве удаётся надёжно сохранять сортовые признаки?
25. На теле многих насекомых можно увидеть хеты – придатки кожи, образующие волосяной покров разной степени развития. Например, у шмеля, хеты формируют сплошной слой, создающий подобие меха. У разных насекомых хеты могут располагаться не только на теле, но также на крыльях и конечностях. Предположите, какое значение для насекомых могут иметь хеты. Назовите не менее пяти возможных значений.
26. Некоторые птицы, обитающие на островах, такие как вымерший додо на острове Маврикий или киви в Новой Зеландии, утратили в процессе эволюции полноценные крылья, сохранив их только в рудиментарном состоянии. Какие биотические факторы могли способствовать тому, что крылья в условиях жизни на острове стали бесполезны? Как, согласно теории естественного отбора, объяснить механизм редукции крыльев?
27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5′ концу в одной цепи соответствует 3′ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5′ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5′ к 3′ концу. Молекулы тРНК, несущие соответствующие антикодоны, входят в рибосому в следующем порядке (антикодоны указаны в направлении от 5’ к 3’ концу): ГАЦ, ГУГ, АГГ, АУЦ, ГУГ Определите последовательность смысловой и транскрибируемой цепей ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.