Олимпиада по географии 7-11 класс районный этап 2023-2024 ВСОШ задания с ответами



Всероссийская олимпиада школьников по географии 7, 8, 9, 10, 11 класс задания с ответами и решением районного (муниципального) этапа 2023-2024 учебный год ВСОШ для школ Санкт-Петербурга дата проведения 1 декабря 2023 года. Официальные ответы и решения опубликованы в отдельном файле с критериями. Скачивайте и попробуйте решить олимпиаду.

→ Задания и ответы для 7 класса

→ Задания и ответы для 8-9 класса

→ Задания и ответы для 10-11 класса

→ Дополнительные файлы

Олимпиада школьников по географии 7 класс

Скачать материалы олимпиада школьников по географии 7 класс

Задания и ответы для 8-9 класса

Скачать задания и ответы для 8-9 класса

Задания и ответы для 10-11 класса

Скачать задания и ответы для 10-11 класса

Задание 1. Карта

Перед вами (см. цветное Приложение) фрагмент топографической карты масштаба 1: 200 000, составленной в 1953 году на участок территории России, и современный космический снимок части этой же территории. Используя карту и снимок, ответьте на вопросы: 1. Определите азимут из крайней южной на крайнюю северную точку озера Пильтан-Лор. 2. Определите максимальную протяженность озера Пильтан-Лор в километрах. 3. Определите максимальный перепад абсолютных высот на территории. 4. Какая растительность преобладает на территории? 5. Какая хозяйственная деятельность в настоящее время осуществляется на территории, которую охватывает космический снимок? 6. К какой природной зоне относится территория?

Задание 2. По следам барона Мюнхгаузена

В известном мультфильме «Приключения Мюнхгаузена» звучала такая песенка: «На Мадагаскаре, в Коломбо и Сахаре — Я всюду побывал, я видел белый свет! В Гренландии, Финляндии, в Уганде и Лапландии Все знают, что находчивей Мюнхгаузена нет! Сколько путешествий, великих происшествий, Сотни приключений и тысячи побед! В Бенгалии и Греции, в Австралии и Швеции Все знают, что находчивей Мюнхгаузена нет!» 1. Для начала давайте разберёмся, где же побывал наш герой? Перед вами – карта, на которой номерами примерно отмечено положение тех географических объектов, которые посетил барон Мюнхгаузен. Впишите в таблицу Бланка ответов в столбец «№ на карте» напротив каждого объекта тот номер, который ему соответствует.

2. Распевая о своих путешествиях, барон Мюнхгаузен смешал в кучу названия независимых государств, регионов, а также других географических объектов. В данном случае под регионом мы понимаем либо часть какой-то страны (например, Сибирь – один из регионов России), либо части соседних стран, объединённые общим названием (например, Амазония, которая находится в Бразилии, Венесуэле, Колумбии и других странах). Давайте поможем барону разобраться! В столбце «Тип объекта» в таблице Бланка ответов впишите, чем сейчас являются эти географические объекты. Внимание: напротив Мадагаскара и Австралии нужно вписать по 2 типа объектов! Возможные типы объектов: город, материк, остров, регион, страна.

3. Незадачливый барон путешествовал по свету в те время, когда европейские страны владели половиной мира. Поэтому до сих пор во многих местах, весьма далёких от Европы, вас хорошо поймут, если вы знаете один из европейских языков. Впишите в ячейки столбца «Язык» (кроме тех, где стоят прочерки!) язык, на котором говорили европейцы, которым принадлежали (или принадлежат) эти территории. Варианты языков: английский, датский, французский. 4. Ответьте на дополнительные вопросы в Бланке ответов!

Задание 3. Альтернативные географические названия

Некоторые общеупотребительные географические названия имеют и альтернативные варианты. Так, один из проливов, отделяющий континентальную Европу от острова Англия, имеет общеупотребительное название «Ла-Манш», но с точки зрения жителей острова он называется «Английский канал». В Бланке ответов заполните пустые ячейки таблицы, используя Ваши знания как общеупотребительных, так и соответствующих им альтернативных географических названий. В качестве дополнительной информации в отдельном столбце таблицы указаны страны (но не всегда и тогда их надо будет указать), где используются альтернативные географические названия. В ячейках таблицы, (в скобках) есть подсказка о том, какой объект и чьё название нужно указать.

Задание 4. Кроссворд

Великие путешественники и мореплаватели Разгадайте кроссворд «Великие путешественники и мореплаватели», который помещен в Бланке ответов.

По горизонтали 1. Немецкий ученый-энциклопедист, основоположник современной географии, которого называли «Второй Колумб» за многолетние исследования природы Латинской Америки. 6. Американский полярный исследователь, первым достигший Северного полюса. Доказал, что Гренландия является островом. 7. Российский офицер, один из руководителей экспедиции 1819-1821 гг. на шлюпах «Восток» и «Мирный», в результате которой в январе 1820 г. был открыт новый материк Антарктида. Совершил три кругосветных плавания. 9. Норвежский исследователь Арктики и Антарктики, открывший в 1903-1906 гг. новый северозападный проход (вокруг Северной Америки) из Атлантики в Тихий океан, в 1911 году первым достигший Южного полюса. 13. Голландский мореплаватель, совершивший в 1594-1597 гг. три экспедиции в поисках короткого пути в Китай и Индию вокруг северных берегов Евразии. В честь него названо море, которое он исследовал. 14. Шведский исследователь Арктики, открывший в 1878-1879 гг. новый северо-восточный проход (вокруг Евразии) из Атлантики в Тихий океан.

По вертикали 2. Голландский мореплаватель, открывший в морских походах 1642-1644 гг. острова Тасмания, Новая Зеландия северо-западные берега Австралии. 3. Этому флорентийцу, оставившему яркие описания своих четырех плаваний у берегов новых земель, Новый Свет обязан названием «Америка». 4. Новозеландский альпинист, который в 1953 году вместе с шерпа Тенцингом Норгеем первым достиг вершины самой высокой горы мира – Эверест.

5. Уроженец Генуи, предложивший испанскому королю искать путь в Индию, идя на запад от Испании, а не вокруг Африки. В результате чего в 1492 г. им была открыта новая часть света, впоследствии названная Америка. 8. Шотландский миссионер, исследователь Южной и Центральной Африки. Благодаря ему мир узнал о существовании водопада Виктория. 10. Британский морской офицер, первым совершивший три кругосветных плавания. Во время первой экспедиции открыты восточные берега Австралии и основаны английские колонии. Погиб в возрасте 50 лет на Гавайских островах. 11. Этот мореплаватель возглавил в 1519 году первое кругосветное плавание, во время которого, в стычке с туземцами погиб на Филиппинских островах. В 1522 г. экспедицию завершил Хуан Элькано. 12. Английский пират, капитан совершивший 1577-1580 второе в истории кругосветное плавание. Описал западные берега Америки. Открыл пролив между Южной Америкой и Антарктидой, который носит его имя. 15. Морской офицер, возглавил и совершил первое российское кругосветное плавание 1803- 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева».

Задание 2. Бывшие города и посёлки Санкт-Петербурга

Среди внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербург имеются 9 городов и 21 посёлок, которые как населённые пункты не рассматриваются ни на уровне административно-территориального устройства, ни на уровне организации местного самоуправления. Они также не учитываются Росстатом как отдельные населённые пункты. При этом все из них ранее были самостоятельными административнотерриториальными единицами – городами, рабочими и курортными посёлками. На картосхеме СанктПетербурга пунсонами нанесено 9 городов и 2 посёлка. В таблице Бланка ответов необходимо под соответствующими номерами определить эти города и посёлки, а также ответить на дополнительные вопросы. Города: Зеленогорск, Колпино, Красное Село, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петергоф, Пушкин, Сестрорецк. Посёлки: Лисий Нос, Усть-Ижора.

Задание 3. Исторические топонимы

Перед вами отрывки из произведений, в которых упоминаются, исторические топонимы СанктПетербурга (в тексте выделены жирным курсивом). Соотнесите исторические и современные топонимы, найдите их на картосхеме и ответьте на дополнительные вопросы. Ответы внесите в соответствующие строки и ячейки таблицы в Бланке ответов.








Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *